РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

Аннотации к рабочим программам

Русский язык

Уровень образования:основное общее образование

Класс:5 – 9

Количество часов: 5 класс -всего 170 часа в год; в неделю 5 часов

6 класс -всего 204 часа в год; в неделю 6 часов

7 класс -всего 136 часов в год; в неделю 4 часа

8 класс -всего 136 часов в год; в неделю 4 часа

9 класс -всего 102 часа в год; в неделю 3 часа

       Общие цели учебного предмета русский язык

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

Целямиреализации основной образовательной программы основного общего образования является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Русский язык - учебный предмет, направленный не только на овладение определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, но и на формирование речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Отличительные особенности программы

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и задает последовательность изучения материала. Рабочая программа содействует реализации единой концепции образования, сохраняя при этом условия для вариативного изучения предмета и проявления творческой инициативы учителей.

Программа по русскому языку для 5-9 классов основной школы составлена с использованием материалов ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.No1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Примерной программы по русскому(родному) языку и рабочей программы к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.(Русский язык. Рабочие программы .Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.-13-е изд.-М.:Просвещение,2016). Программа построена в соответствии с требованиями образовательного стандарта ООО и Примерной программы по русскому языку).

Обоснование выбора учебников

Программа курса «Русский язык» реализуется по линии учебников .А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.

2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение

4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение

5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.

         Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Русский язык» тесно связан с предметом «Литература». Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Главными задачамиизучения учебного предмета являются:

 формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

 усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

 овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

 овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

 В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия

 для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

 для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

 для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

 для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

 для знакомства обучающихся с методами научного познания;

 для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

 для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Литература

                                                    

           Данная рабочая программа по предмету «Литература» для 5-9 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.) на основе авторской программы «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы»  А в т о р ы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. // Издательство «Просвещение», 2014. Данная программа обеспечивается линией учебно-методических комплектов по литературе для 5—9 классов под редакцией В. Я. Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение».

         Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается на- ми не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Основными целями изучения предмета «Литература» на ступени основного общего об­разования являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания, постановке проблем, требующих от обучающихся са­мостоятельной деятельности по их разрешению.

Задачи реализации программы:

  • развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
  • отбирать  тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;

  постигнуть  систему  литературных родов и жанров, а также художественных направлений

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ

        Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

        Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

        Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

        Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

        В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.

        Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

        В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

Математика

Программа составлена на основе

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ  от 17.12. 2010г. №1897;

Учебного плана МБОУ «СОШ с.Озёрки Калининского района Саратовской области»;

Примерной программы по математике 5-9 классы разработанной А.А.Кузнецовым, М.В. Рыжаковым, А.М.Кондаковым.

Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В следующей после школы жизни реальной необходимостью является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. 

Информатика

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru).

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.            

Список литературы, интернет – ресурсы.

Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.

Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.

Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.

Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.

Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.

Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)

Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.

Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Электронные учебные пособия

http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО

http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Биология

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Настоящая программа включает следующие разделы:

1) основное содержание;

2) тематическое планирование;

3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

4) ожидаемые результаты обучения.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

1) «Бактерии. Грибы. Растения» — 35 часов (5 класс);

2) «Многообразие покрытосеменных растений» — 35 часов (6 класс);

3) «Животные» — 70 часов (7 класс);

4) «Человек» — 70 часов (8 класс);

5) «Введение в общую биологию» — 70 часов (9 класс).

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Химия

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, программы основного общего образования по химии и авторской Программы основного общего образования по химии 8-9 класс общеобразовательных учреждений(базовый уровень) О.С. Габриеляна и А. В. Купцовой. Москва. Дрофа. 2012года. Настоящая программа учитывает рекомендации Примерной программы по химии для основной школы.

Рабочая программа по химии: конкретизирует положения Фундаментального ядра содержания обучения химии с учѐтом межпредметных связей учебных предметов естественно-научного цикла; определяет последовательность изучения единиц содержания обучения химии и формирования (развития) общих учебных и специфических предметных умений; даѐт ориентировочное распределение учебного времени по разделам и темам курса в модальности «не менее».

                                                                                                      

Содержание программы направлено наосвоение знаний и на овладение умениями на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом

В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. В связи с этим основными целями обученияхимии в основной школе являются:

1) формированиеу обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; 2) формированиеу обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания; 3) приобретениеобучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачами изучения учебного предмета «Химия»в 9 классе являются:

учебные:формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

развивающие:развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

воспитательные:формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета «Химия»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать

свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

· вещество— знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии; · химическая реакция— знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами; · применение веществ— знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; · язык химии— система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

При отборе содержания, конкретизирующего программу, учитывалось, что перед общим образованием не стоит задача профессиональной подготовки обучающихся. Это определило построение курса как общекультурного, направленного, прежде всего на формирование и развитие интереса к изучению химии. Учтена основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости, который характеризуется развитием познавательной сферы. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в курсе химии основной школы происходит их развитие и совершенствование. В связи с этим резервные часы планируется использовать на формирование и развитие умений проектной и исследовательской деятельности, умение видеть проблемы, делать выводы и умозаключения.

Место учебного предмета в учебном плане

Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

В соответствии с учебным планом на изучение химии в 9 классеотводится 2 часа в неделю, 70 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 35 учебных недель. В соответствии со сложившейся практикой организации основного общего образования в образовательных учреждениях общего образования реальная продолжительность учебного года меньше нормативной и составляет 34 учебные недели. Таким образом, время, выделяемое рабочими учебными планами на изучение химии в 9 классе на практике равно 68 часам.

С учѐтом неизбежных потерь учебного времени, вызываемых различными объективными причинами, а также необходимости выделения дополнительного времени на изучение отдельных вопросов курса химии программой предусмотрен большой объѐм резервного времени -6 часов.

Программойпредусмотрено проведение:

контрольных работ– 4,

практических работ– 6 часов.

Срок реализации программы – один учебный год.

Формы, методы и средства обучения, технологии

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно -ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность.

Используются следующие формы обучения:учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме:

- тестов;

-контрольных;

- самостоятельных работ;

- практических;

- творческих работ.

Учащиеся проходят итоговую аттестацию – в виде ГИА.

Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 9 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному государственного образовательного стандарта второго поколения базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна( 2012г.)

Физика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,разработана на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7 – 9 классы»; авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина по физике для основной школы.

Программа обеспечена линией УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль» ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса).

I. Пояснительная записка

Школьный курс физики — системообразующий для естественных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Основные цели изучения физики в основной школе:

овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

применение полученных знаний для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, решения практических задач;

формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

•  знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

•  приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

•  формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

•  овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

•  понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Основные линии развития учащихся средствами предмета «Физика»

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на реализацию следующих линий развития учащихся средствами предмета:

 1)Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления. Освоение знаний об основных методах научного познания природы, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом); физических  явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются.

2) Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов. Умение обрабатывать  результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений, принципов действия отдельных технических устройств, решать физические задачи.

3) Диалектический метод познания природы.  Формирование понимания  необходимости усвоения физических знаний как ядра гуманитарного образования, необходимости общечеловеческого контроля   разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем.

4) Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Умение ставить  и разрешать проблему при индивидуальной и коллективной   познавательной деятельности.

5) Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Оценка результатов своих действий, применения ряда приборов и механизмов;  обеспечение рационального и безопасного поведения по отношению к себе, обществу, природе.

При преподавании физики в 7–9 классах достижение сформулированных выше  общих линий развития учащихся осуществляется  в объёме, определяемом содержанием учебного предмета в данном классе.

Принципы и подходы к формированию программы:

Стандарт второго поколения (ФГОС) в сравнении со стандартом первого поколения предполагает деятельностный подход к обучению, где главная цель: развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми следует овладеть к концу обучения, т. е. обучающиеся должны уметь учиться, самостоятельно добывать знания, анализировать, отбирать нужную информацию, уметь контактировать в различных по возрастному составу группах. Оптимальное сочетание теории, необходимой для успешного решения практических задач— главная идея УМК по физике системы учебников «Вертикаль» ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса), которая включает в себя и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для системы Windows.

Концептуальные положения:

Современные научные представления о целостной научной картине мира, основных понятиях физики и методах сопоставления экспериментальных и теоретических знаний с практическими задачами отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается:

на понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

на овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

В состав учебно-методического комплекта (УМК) по физике для 7-9 классов (Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник линии «Вертикаль») входят:

УМК «Физика. 7 класс»

Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов). Физика.

Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика. 8 класс»

Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

Физика. Методическое пособие. 8 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина).

Физика. Тесты. 8 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика. 9 класс»

Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник).

Физика. Тематическое планирование. 9 класс (автор Е. М. Гутник).

Физика. Тесты. 9 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

Электронное приложение к учебнику.

Электронные учебные издания:

Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).

Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая лаборатория).

Лабораторные работы по физике. 9 класс (виртуальная физическая лаборатория).

Список наглядных пособий:

Таблицы общего назначения и тематические таблицы

Список литературы

  1. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост./Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 474 с.- (Стандарты второго поколения)
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
  3. Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург, 2012. – 88с.
  4. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.
  5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. -  Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. – М.: Вербум, 2001. – 208с.
  6. Лукашик В. И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. — М.: Просвеще­ние, 2007.
  7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Физика-7. Кирик Л.А.  -5-е изд., перераб.-М.: ИЛЕКСА, 2009
  • Сборник задач по физике 7-9кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011

Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге  - М.: Наука, 1979. – 125с.

  • Интернет-поддержка курса физики

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих цифровых образовательных ресурсов, реализуемых с помощью сети Интернет:

Название сайта

Электронный адрес


Коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru

Коллекция  «Естественнонаучные эксперименты»: физика
http://experiment.edu.ru

Мир физики: физический эксперимент
http://demo.home.nov.ru

Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации
http://genphys.phys.msu.ru

Уроки по молекулярной физике
http://marklv.narod.ru/mkt

Физика в анимациях
http://physics.nad.ru

Интернет уроки
http://www.interneturok.ru/distancionno

Физика в открытом колледже
http://www.physics.ru

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»
http://fiz.1september.ru

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика
http://experiment.edu.ru

Заочная физико-техническая школа при МФТИ
http://www.school.mipt.ru

Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
http://www.edu.delfa.net

Кафедра и лаборатория физики МИОО
http://fizkaf.narod.ru

Квант: научно-популярный физико-математический журнал
http://kvant.mccme.ru

Классная физика: сайт учителя физики Е. А. Балдиной
http://class-fizika.narod.ru

Краткий справочник по физике
http://www. physics.vir.ru

Образовательный сервер «Оптика»
http://optics.ifmo.ru

Онлайн-преобразователь единиц измерения
http://www.decoder.ru

Региональный центр открытого физического образования  физического факультета СПбГУ
http://www. phys.spb.ru

Теория относительности: Интернет-учебник по физике
http://www.relativity.ru

Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов
http:// fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/

Физика вокруг нас
http://physics03.narod.ru

Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики
http://www.fizika.ru

Физикомп: в помощь начинающему физику
http://physicomp.lipetsk.ru

Электродинамика: учение с увлечением
http://physics.5ballov.ru

Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке
http://www.elementy.ru

Эрудит: биографии учёных и изобретателей
http://erudit.nm.ru

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы,  что позволяет выполнить практическую часть программы (демонстрационные эксперименты, фронтальные опыты, лабораторные работы).   

Технология

Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Программа является основой и ориентиром для составления авторских программ и учебников(может непосредственно использоваться при тематическом планировании авторского курса учителем). При этом авторы программ и учебников могут применить собственный подход в части структурирования учебного материала, дополнения его желательными для них сюжетными линиями, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей дополнения содержания системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся по представленному содержанию.

Программапо курсу «Технология» содействует сохранению единого образовательногопространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов.Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов кпостроению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциалапедагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся,материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономическихусловий, национальных традиций характера рынка труда.

Программа по курсу «Технология» выполняет следующиефункции:

•информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечиваетдетерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обученияи задает распределение времени по разделам содержания;

•организационно-плановоепостроение содержания. Определяется примерная последовательность изучениясодержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастныхособенностей учащихся;

•общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническомуобеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведениюразличных видов занятий.

Учебнаяпрограмма включает разделы:

•пояснительную записку;

•основное содержание, состоящее из разделов и тем;

•тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем) сраспределением учебных часов (в модальности «не менее»);

•рекомендации по оснащению учебного процесса.

Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования

Основнойцелью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образованияявляется формирование представлений о составляющих техносферы, о современномпроизводстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоениетехнологического подхода как универсального алгоритма преобразующей исозидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета«Технология».

Предметобеспечивает формирование представлений о технологической культурепроизводства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становлениесистемы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых,гражданских и патриотических качеств личности.

Технологиякак учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников вусловиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматическиориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Восновной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизнибазовыми приемами ручного и механизированного труда с использованиемраспространенных инструментов, механизмов и машин, способами управленияотдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденнойжизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять впрактической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Программапредмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении вначальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Обучениешкольников технологии строится на основе освоения конкретных процессовпреобразования и использования материалов, энергии, информации, объектовприродной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся,возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономическихусловий обязательный минимум содержания основных образовательных программ потехнологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальныетехнологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии,технологии животноводства).

Выборнаправления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, адолжен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.

Приразработке авторских программ по технологии возможно построениекомбинированного содержания при различных сочетаниях разделов и тем трехназванных направлений. Содержание разделов и тем, объем времени, задаваемыекомбинированной авторской программой, должны соответствовать данной примернойпрограмме.

Независимоот вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматриваетсяосвоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

•технологическая культура производства;

•распространенные технологии современного производства;

•культура, эргономика и эстетика труда;

•получение, обработка, хранение и использование технической и технологическойинформации;

•основы черчения, графики, дизайна;

•элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

•знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональныхпланов;

•влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

•методы технической, творческой, проектной деятельности;

•история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Впроцессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

•с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда,материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом,конструкцией;

•с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культуройпроизводства;

•с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективнымитехнологиями;

•с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий;себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

•с производительностью труда; реализацией продукции;

•с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательскойдеятельностью; бюджетом семьи;

•с экологичностью технологий производства;

•с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходныетехнологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальныепоследствия применения технологий);

•с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильныхтехнико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков,машин, механизмов, инструментов);

•с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечениябезопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикойобщения на производстве;

овладеют:

•навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

•навыками чтения и составления технической и технологической документации,измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора,моделирования, конструирования,

проектированияобъекта труда и технологии с использованием компьютера;

•основными методами и средствами преобразования и использования материалов,энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

•умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природныхподелочных материалов;

•умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов иприспособлений;

•навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности нарабочем месте; соблюдения культуры труда;

•навыками организации рабочего места;

•умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования,предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествамчеловека.

Общимиво всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской иопытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональноеобразование». Их содержание определяется соответствующими технологическиминаправлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственныетехнологии).

Приразработке авторских вариантов программ, исходя из необходимости учетапотребностей личности школьника, его семьи и общества, достиженийпедагогической науки, дополнительный авторский учебный материал долженотбираться с учетом следующих положений:

•распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного исельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в нихсовременных научно-технических достижений;

•возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразныевиды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

•выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основеизучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

•возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения,наглядного представления методов и средств осуществления технологическихпроцессов;

•возможность познавательного, интеллектуального, творческого,духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждыйкомпонент примерной программы включает в себя основные теоретические сведения ипрактические работы. При этом предполагается, что изучение материала,связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимисянеобходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторныеисследования.

Впрограмме предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого годаобучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного планазанятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс сначала или с середины учебного года. При организации творческой или проектнойдеятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительскомназначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестветворческой идеи (его потребительной стоимости).

Основнымдидактическим средством обучения технологии в основной школе являетсяучебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетнымиметодами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы,выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программенаправлены на освоение различных технологий.

Дляпрактических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбираеттакой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охватвсей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этомпедагог должен учитывать посильность объекта труда для школьниковсоответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Темыраздела «Технологии домашнего хозяйства» включают в себя обучение элементамсемейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных исанитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебныхупражнений. Для выполнения этих работ необходимо силами школы подготовитьсоответствующие учебные стенды и наборы раздаточного материала.

Дляболее глубокого освоения этого раздела следует организовывать летнюютехнологическую практику школьников за счет времени, отводимого из компонентаобразовательного учреждения. Тематически практика может быть связана с ремонтомучебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьныхпомещений и санитарно-технических коммуникаций, а именно: ремонт и окраскастен, столов, стульев, восстановление или замена кафельных или пластиковыхпокрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств,запорных механизмов и др.

Интегративныйхарактер содержания обучения технологии предполагает построениеобразовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Этосвязи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций;с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой приизучении механических свойств конструкционных материалов, устройства ипринципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; систорией и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этомвозможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсовили отдельных комплексных разделов.

Место предмета «Технология» в базисном учебном(образовательном) плане

Универсальностьтехнологии как методологического базиса общего образования состоит в том, чтолюбая деятельность — профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая —должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантируетдостижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболееэкономичным путем.

Предмет«Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников.Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти вмир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, котораяназывается техносферой и является главной составляющей окружающей человекадействительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействиелюдей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Базисныйучебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основногообщего образования должен включать 240 учебных часов для обязательного изучениякурса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч внеделю, в 7 и 8  классах — 34 ч, израсчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может бытьвыделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане.Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сеткичасов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половинедня.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

Врезультате обучения учащиеся овладеют:

•трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию ииспользованию материалов, энергии, информации, необходимыми для созданияпродуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными иэстетическими свойствами;

•умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональныеинтересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлятьжизненные и профессиональные планы;

•навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительногоотношения к труду и результатам труда.

Врезультате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока илираздела получает возможность:

познакомиться:

•с основными технологическими понятиями и характеристиками;

•с назначением и технологическими свойствами материалов;

•с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений,машин и оборудования;

•с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций,влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции наокружающую среду и здоровье человека;

•с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданиемизделий из них, получением продукции;

•со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовыеоперации и работы:

•рационально организовывать рабочее место;

•находить необходимую информацию в различных источниках;

•применять конструкторскую и технологическую документацию;

•составлять последовательность выполнения технологических операций дляизготовления изделия или выполнения работ;

•выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование длявыполнения работ;

•конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

•выполнять по заданным критериям технологические операции с использованиемручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

•соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами,машинами и электрооборудованием;

•осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами ивизуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

•находить и устранять допущенные дефекты;

•проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или полученияпродукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

•планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

•распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для:

•понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

•формирования эстетической среды бытия;

•развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующейтворческой деятельности человека;

•получения технико-технологических сведений из разнообразных источниковинформации;

•организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

•изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформленияинтерьера;

•изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованиемручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

•контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных иразметочных инструментов;

•выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии игигиены;

•оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

•построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Результаты изучения предмета «Технология»

Обучениев основной школе является второй ступенью пропедевтического технологическогообразования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовкаобучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного ипрофессионального пути. В результате обучающиеся должны научитьсясамостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использоватьприобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебногопроцесса.

Общиерезультаты технологического образования состоят:

•в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано наприобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способахдеятельности;

•в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания исамообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

•в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда иматериального производства;

•в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траекториипоследующего профессионального образования.

Изучениетехнологии призвано обеспечить:

•становление у школьников целостного представления о современном мире и ролитехники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающейдействительности — природной, социальной, культурной, технической среды,используя для этого технико-технологические знания;

•развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственноесовершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологическицелесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

•формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценноститехнологического образования, значимости прикладного знания для каждогочеловека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий,отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

•приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опытапознания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевыхкомпетентностей и имеющих универсальное значение для различных видовдеятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска,анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовыхнавыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества,безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Физическая культура

Классы  5-9

Количество часов

Всего 105 час; в неделю 3 час.

Плановых контрольных уроков: 12, зачетов 10, тестов 6 ч.

Административных контрольных уроков      2 ч.                                                                             Планирование составлено на основе программы:                                                                             Автор: Матвеев А.П.                                                                                            

Образовательная область“Физическая культура” призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической форме, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы. Образовательная область “Физическая культура” имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.                                                                          Учебный предмет физической культуры (физкультурная деятельность) является ведущим, но не единственным основанием образовательной области “Физическая культура” в основной школе. Его освоение осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самодеятельности учащихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.                                                                                                            

Цель:освоение основ физкультурной деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.                                                                                                                   Задачи:формирование знаний и способов развития физических качеств, организации и проведения самостоятельных занятий общефизической и спортивной подготовкой;                                                *              обучение технике двигательных действий базовых видов спорта и элементам тактического взаимодействия во время соревнований;                                                                                                                        *             развитие функциональных возможностей организма, основных физических качеств, скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей с учетом возрастной динамики полового созревания, состояния здоровья и индивидуальных темпов психофизического развития школьников;                                                                                                                                                                                       *             обучение способам контроля за состоянием здоровья и профилактики утомления средствами физической культуры, оказания доврачебной помощи на занятиях физическими упражнениями и спортом.                                                                                                                            Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях “Обязательного минимума образования по физической культуре” и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическаяподготовка школьников.                                                                                                               Список литературы

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы

Автор: Матвеев А.П. (М.: Просвещение, 2008.- Допущено Министерством образования  и науки Российской Федерации).

 Учебники:

1. Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич

Физическая культура 8 – 9  классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

4. «Физическая культура». Учебник для 5-7 классов и для 8-9 классов

5. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя.

6. «Настольная книга для учителя физической культуры». Авт.-сост. Г.И.Погодаев.  и. т. д.